225.61/1
Мартин Хенгель, Анна Мария Швемер ; Иисус и иудаизм / Мартин Хенгель, Анна Мария Швемер
М.: ББИ, 2016. -
ДКД 225.61
Зміст:
Предисловие к русскому изданию. – xi
Предисловие к немецкому изданию. – xv
ПРЕДВАРИТЕЛЬНІЕ ЗАМИЧАНИЯ. – 1
§1. Хронологическая и содержательная рамка истории раннего христианства. – 3
§2. Иудейство и раннее христианство. – 23
I. Иудейство. – 39
§3. Иудеи под властью Рима в I в. до Р.Х. — I в. по Р.Х. – 41
3.1. Иудея как вассальное Риму государство и как провинция. – 41
3.1.1. К предыстории: от Помпея до правления Ирода I (63 — 4 гг. до Р.Х.). – 43
3.1.2. Сыновья Ирода. – 73
3.1.3. Префекты (6 — 41 гг. по Р.Х.). – 77
3.1.4. Агриппа I (41 — 44 гг. по Р.Х.). – 84
Экскурс: кризис эпохи Калигулы (38 — 41 гг. по Р.Х.). – 85
3.1.5.Эпоха прокураторов (44 — 66 гг. по Р.Х.). – 94
Экскурс: Эсхатологические пророки. – 99
3.1.6. Агриппа II (52 — 92/93 гг. по Р.Х.). – 106
3.1.7. Первая Иудейская война (66 — 73 гг. по Р.Х.). – 109
§4. Еврейские религиозные партии в Палестине: фарисеи, ессеи, саддукеи, зелоты, самаритяне и другие группы. – 123
4.1. Иудейские партии в «каталогах сект» Иосифа Флавия и их параллели. – 123
4.2. Кумранские находки и модификация картины иудейских партий. – 138
4.3. К истории партий. – 142
4.3.1. О самаритянском «расколе». – 142
4.3.2. К истории ессеев, фарисеев и саддукеев. – 148
4.4.О социальном значении партий. – 156
Экскурс: Священство и храмовое служение. – 157
Экскурс: Отношение женщин к религиозным партиям. – 161
4.5.Эсхатология и мессианские ожидания. – 163
II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О ЛИЧНОСТИ И ИСТОРИИ ИИСУСА. – 171
§5. К вопросу об Иисусе из Назарета. – 173
5.1.Необходимость включения личности Иисуса в историю раннего христианства. – 173
5.2.Проблема. – 177
§6. Источники. – 195
6.1. Ситуация с источниками. – 195
6.2. Раннехристианские свидетельства вне Евангелий. – 201
6. 3. Внехристианские свидетельства. – 208
6.4. Синоптические Евангелия. – 217
6.4.1. Марк. – 218
6.4.2. Традиция логий. – 227
6.4.3. Лука. – 233
6.4.4. Матфей. – 236
6.5. Иоанн. – 239
6.6. Апокрифические евангелия и «аграфа». – 243
§7. Исторический вопрос о событиях прошлого. – 247
7.1. Биография Иисуса, устное предание, свидетели, авторитет и запись текстов. – 247
7.2. Критерии исторического вопроса о пути, слове и деяниях Иисуса. – 265
III. ИИСУС ГАЛИЛЕЯНИН И ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. – 275
§8. Иисус Галилеянин. – 277
8.1. Галилея и галилеяне. – 277
8. 2. Назарет. – 285
8. 3. Семья Иисуса. – 287
8. 4. Сын Давидов. – 295
8. 5. Профессия и социальное происхождение Иисуса. – 298
§9. Иоанн Креститель. – 301
9.1. Источники об Иоанне Крестителе и сравнение их содержания. – 302
9.1.1. Иосиф Флавий. – 302
9.1.2. Евангелия и Креститель. – 304
9.1.2.1. Марк. – 304
9.1.2.2. Лука и Матфей. – 306
9.1.2.3. Иоанн. – 311
9.2. Смерть Крестителя. – 314
9.3. О религиозно-историческом фоне деятельности Иоанна Крестителя. – 316
§10. Иисус и его «Предтеча». – 325
10.1. Крещение Иисуса. – 325
10.2. Выступление Иисуса в Галилее, история искушений и обособление Иисуса от Крестителя. – 327
10.3. Сходства и отличия проповеди Иисуса от проповеди Крестителя: Призыв Израиля к покаянию и близость Суда. – 330
10.4. Деятельность Иисуса как странствующего проповедника и устойчивость места крещения Иоанна на Иордане. – 334
10.5. Чудотворство и вопрос Крестителя. – 335
10.6. Любовь Бога к грешнику. – 339
10.7. Ученики и призыв к свободе и радости. – 340
10.8. Креститель как последний пророк и мессианская власть Иисуса. – 342
IV. ВЫСТУПЛЕНИЕ И ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА. – 345
§11. Об историко-географическом контексте деятельности Иисуса. – 347
11.1. Галилея как исходный пункт деятельности Иисуса и вопросы хронологии. – 347
11.2. Места и пути Иисуса в Галилее. – 351
11.3. Иисус в языческих областях, в Самарии и на последнем пути в Иерусалим. – 355
11.4. Иисус как «Учитель» и «Господь». – 362
11.5. Призвание учеников и следование за Иисусом. – 364
11.6. Назначение Двенадцати. – 369
11.7. Предание об отправлении учеников на служение. – 375
§12. Поэтическая форма проповеди Иисуса. – 381
12.1. Parallelismus membrorum, риторика и проблема обратного перевода на арамейский. – 384
Экскурс: Относительно обратного перевода на арамейский. – 387
12.2. Изречения премудрости и пророческие изречения. – 391
12.3. Притчи Иисуса. – 401
§13. Проповедь Иисуса о Царстве Божьем. – 411
13.1. Царство Божье в настоящем или в будущем? Ложная альтернатива. – 411
13.2. Царство Божье в его «самореализации». – 417
13.3. Царство Божье и заповедь Бога. – 423
13.4. Притчи о Царстве Божьем. – 427
13.5. Царство как будущее. – 428
13.6. Царство Божье и мессианские полномочия Иисуса. – 432
§14. Воля Божья. – 437
14.1. Слышать, делать и быть. – 437
14.2. Двойная заповедь любви. – 440
14.3. Смирение и служение, следование и награда. – 443
14.4. Суд и разделение. – 448
14.5. Мессианский характер истолкования Божьей воли. – 451
§15. Отеческая любовь Бога. – 459
V. ВЛАСТЬ И МЕССИАНСТВО ИИСУСА. – 467
§16. Пророк и Мессия-чудотворец. – 469
Экскурс: рассказы о чудесах. – 469
1. Суммарии. – 470
2. Исцеления и экзорцизмы. – 470
3. Воскрешения мертвых. – 471
4. Чудеса эпифании. – 471
5. Чудеса дарения. – 471
6. Чудеса спасения. – 471
7. Чудеса наказания. – 471
16.1. Исцеления Иисуса как знаки его мессианской власти. – 472
16.2. Требование веры и чудеса. – 480
16.3. О проблеме чудес Иисуса с точки зрения истории традиции и религиоведения. – 484
16.4.Об оценке историй о чудесах. – 499
Экскурс: Дальнейшее влияние опыта чуда и вопрос об очевидцах. – 500
§17. Пророк или Мессия? – 507
17.1. Иисус как «мессианский Пророк». – 507
17.2. Слова Иисуса о себе самом («Я есмь»). – 510
17.3. «Мессианская тайна». – 515
17.3.1. Вреде и его «вопросительный знак». – 515
17.3.2. Заповеди молчания и непонимание учеников. – 519
17.3.3. Подлинная тайна Мессии. – 526
17.4. Проблема титулов Иисуса. – 534
17.4.1. Сын Человеческий. – 534
17.4.1.1. Изречения о деятельности Сына Человеческого в настоящем. – 542
17.4.1.2. Слова о грядущем Сыне Человеческом. – 544
17.4.1.3. Изречения о страдающем Сыне Человеческом. – 548
17.4.2. Сын Отца. – 550
17.4.3. Иисус, «Мессия Израиля». – 552
VI. СТРАСТИ ИИСУСА. – 557
§18. Последние споры в Иерусалиме. – 559
18.1. Вход в Иерусалим. – 559
18.2. О хронологии последних дней. – 563
18.3. Очищение Храма и вопрос о происхождении власти Иисуса. – 565
18.4. Полемические диалоги в Иерусалиме. – 569
§19. События, предшествующие страстям Иисуса. – 579
19. 1 Историческая и богословская проблема. – 579
19.2. Противники Иисуса: смертный приговор и предательство Иуды. – 584
19.3. Помазание в Вифании. – 589
19.4. Последняя трапеза с учениками как пасхальная трапеза. – 591
§20. Гефсимания, арест и допрос Иисуса. – 597
20.1. Гефсимания и арест. – 597
20.2. Допрос Иисуса в «синедрионе». – 601
20.2.1. Клан Анны и иудейское уголовное право. – 601
20.2.2. Рассмотрение дела в Мк 14:53-65. – 605
§ 21. Распятый Мессия. – 611
21.1.Разбирательство у Пилата. – 611
21.1.1. Выдача Иисуса префекту и судебный процесс. – 611
21.1.2. Обвинение и приговор. – 614
21.1.3. Бичевание и издевательства. – 619
21.2. Путь к месту казни и распятие. – 621
21.3. Положение во гроб. – 629
VII. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ ИИСУСА. – 633
§22. Свидетельство о воскресении Иисуса. – 635
22.1. Самое раннее свидетельство: 1 Кор 15:3-8. – 636
22.2. Пустая гробница и явления Воскресшего. – 650
22.2.1. Рассказы о посещении гробницы. – 650
22.2.2. Рассказы о явлениях Христа. – 654
Взгляд назад и в будущее. – 663
Предметный указатель. – 665
Указатель древних источников. – 679
Анотація:
Эта книга, безусловно, magnum opus среди многочисленных исследований жизни и деятельности Иисуса, к ней будет обращаться не одно поколение историков раннего христианства. Задуманный как эпическое полотно первохристианства, но именующий себя «попыткой приближения», этот труд позволяет четче увидеть контуры уникальной фигуры Христа на фоне не только трагичных событий древней Палестины, но и не менее драматичных перипетий вокруг современных историй Иисуса. Авторы начинают свое фундаментальное исследование с галилейских корней Плотника из Назарета, после чего обращаются к его отношениям с Иоанном Крестителем и историческому контексту последующей его деятельности. Далее акцент переносится на форму Иисусовой проповеди и ее содержание, которое определяется грядущим Царством Божьим, божественной волей и любовью Отца. Следующая важная тема этой книги – Иисус как чудотворец и спорный вопрос о его мессианском притязании, которое не сводится к проблеме мессианского титула. Наконец завершает том описание последнего конфликта в Иерусалиме, крестного пути и явлений Воскресшего.