225.61/1
Мартин Хенгель, Анна Мария Швемер ; Иисус и иудаизм / Мартин Хенгель, Анна Мария Швемер
М.: ББИ, 2016. - 724 с.
("Современная библеистика")
   ISBN 978-5-89647-338-1
   ДКД 225.61
   Зміст:

Предисловие к русскому изданию. – xi

Предисловие к немецкому изданию. – xv

ПРЕДВАРИТЕЛЬНІЕ ЗАМИЧАНИЯ. – 1

§1. Хронологическая и содержательная рамка истории раннего христианства. – 3

§2. Иудейство и раннее христианство. – 23

I. Иудейство. – 39

§3. Иудеи под властью Рима в I в. до Р.Х. — I в. по Р.Х. – 41

3.1. Иудея как вассальное Риму государство и как провинция. – 41

3.1.1. К предыстории: от Помпея до правления Ирода I (63 — 4 гг. до Р.Х.). – 43

3.1.2. Сыновья Ирода. – 73

3.1.3. Префекты (6 — 41 гг. по Р.Х.). – 77

3.1.4. Агриппа I (41 — 44 гг. по Р.Х.). – 84

Экскурс: кризис эпохи Калигулы (38 — 41 гг. по Р.Х.). – 85

3.1.5.Эпоха прокураторов (44 — 66 гг. по Р.Х.). – 94

Экскурс: Эсхатологические пророки. – 99

3.1.6. Агриппа II (52 — 92/93 гг. по Р.Х.). – 106

3.1.7. Первая Иудейская война (66 — 73 гг. по Р.Х.). – 109

§4. Еврейские религиозные партии в Палестине: фарисеи, ессеи, саддукеи, зелоты, самаритяне и другие группы. – 123

4.1. Иудейские партии в «каталогах сект» Иосифа Флавия и их параллели. – 123

4.2. Кумранские находки и модификация картины иудейских партий. – 138

4.3. К истории партий. – 142

4.3.1. О самаритянском «расколе». – 142

4.3.2. К истории ессеев, фарисеев и саддукеев. – 148

4.4.О социальном значении партий. – 156

Экскурс: Священство и храмовое служение. – 157

Экскурс: Отношение женщин к религиозным партиям. – 161

4.5.Эсхатология и мессианские ожидания. – 163

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ О ЛИЧНОСТИ И ИСТОРИИ ИИСУСА. – 171

§5. К вопросу об Иисусе из Назарета. – 173

5.1.Необходимость включения личности Иисуса в историю раннего христианства. – 173

5.2.Проблема. – 177

§6. Источники. – 195

6.1. Ситуация с источниками. – 195

6.2. Раннехристианские свидетельства вне Евангелий. – 201

6. 3. Внехристианские свидетельства. – 208

6.4. Синоптические Евангелия. – 217

6.4.1. Марк. – 218

6.4.2. Традиция логий. – 227

6.4.3. Лука. – 233

6.4.4. Матфей. – 236

6.5. Иоанн. – 239

6.6. Апокрифические евангелия и «аграфа». – 243

§7. Исторический вопрос о событиях прошлого. – 247

7.1. Биография Иисуса, устное предание, свидетели, авторитет и запись текстов. – 247

7.2. Критерии исторического вопроса о пути, слове и деяниях Иисуса. – 265

III. ИИСУС ГАЛИЛЕЯНИН И ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. – 275

§8. Иисус Галилеянин. – 277

8.1. Галилея и галилеяне. – 277

8. 2. Назарет. – 285

8. 3. Семья Иисуса. – 287

8. 4. Сын Давидов. – 295

8. 5. Профессия и социальное происхождение Иисуса. – 298

§9. Иоанн Креститель. – 301

9.1. Источники об Иоанне Крестителе и сравнение их содержания. – 302

9.1.1. Иосиф Флавий. – 302

9.1.2. Евангелия и Креститель. – 304

9.1.2.1. Марк. – 304

9.1.2.2. Лука и Матфей. – 306

9.1.2.3. Иоанн. – 311

9.2. Смерть Крестителя. – 314

9.3. О религиозно-историческом фоне деятельности Иоанна Крестителя. – 316

§10. Иисус и его «Предтеча». – 325

10.1. Крещение Иисуса. – 325

10.2. Выступление Иисуса в Галилее, история искушений и обособление Иисуса от Крестителя. – 327

10.3. Сходства и отличия проповеди Иисуса от проповеди Крестителя: Призыв Израиля к покаянию и близость Суда. – 330

10.4. Деятельность Иисуса как странствующего проповедника и устойчивость места крещения Иоанна на Иордане. – 334

10.5. Чудотворство и вопрос Крестителя. – 335

10.6. Любовь Бога к грешнику. – 339

10.7. Ученики и призыв к свободе и радости. – 340

10.8. Креститель как последний пророк и мессианская власть Иисуса. – 342

IV. ВЫСТУПЛЕНИЕ И ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА. – 345

§11. Об историко-географическом контексте деятельности Иисуса. – 347

11.1. Галилея как исходный пункт деятельности Иисуса и вопросы хронологии. – 347

11.2. Места и пути Иисуса в Галилее. – 351

11.3. Иисус в языческих областях, в Самарии и на последнем пути в Иерусалим. – 355

11.4. Иисус как «Учитель» и «Господь». – 362

11.5. Призвание учеников и следование за Иисусом. – 364

11.6. Назначение Двенадцати. – 369

11.7. Предание об отправлении учеников на служение. – 375

§12. Поэтическая форма проповеди Иисуса. – 381

12.1. Parallelismus membrorum, риторика и проблема обратного перевода на арамейский. – 384

Экскурс: Относительно обратного перевода на арамейский. – 387

12.2. Изречения премудрости и пророческие изречения. – 391

12.3. Притчи Иисуса. – 401

§13. Проповедь Иисуса о Царстве Божьем. – 411

13.1. Царство Божье в настоящем или в будущем? Ложная альтернатива. – 411

13.2. Царство Божье в его «самореализации». – 417

13.3. Царство Божье и заповедь Бога. – 423

13.4. Притчи о Царстве Божьем. – 427

13.5. Царство как будущее. – 428

13.6. Царство Божье и мессианские полномочия Иисуса. – 432

§14. Воля Божья. – 437

14.1. Слышать, делать и быть. – 437

14.2. Двойная заповедь любви. – 440

14.3. Смирение и служение, следование и награда. – 443

14.4. Суд и разделение. – 448

14.5. Мессианский характер истолкования Божьей воли. – 451

§15. Отеческая любовь Бога. – 459

V. ВЛАСТЬ И МЕССИАНСТВО ИИСУСА. – 467

§16. Пророк и Мессия-чудотворец. – 469

Экскурс: рассказы о чудесах. – 469

1. Суммарии. – 470

2. Исцеления и экзорцизмы. – 470

3. Воскрешения мертвых. – 471

4. Чудеса эпифании. – 471

5. Чудеса дарения. – 471

6. Чудеса спасения. – 471

7. Чудеса наказания. – 471

16.1. Исцеления Иисуса как знаки его мессианской власти. – 472

16.2. Требование веры и чудеса. – 480

16.3. О проблеме чудес Иисуса с точки зрения истории традиции и религиоведения. – 484

16.4.Об оценке историй о чудесах. – 499

Экскурс: Дальнейшее влияние опыта чуда и вопрос об очевидцах. – 500

§17. Пророк или Мессия? – 507

17.1. Иисус как «мессианский Пророк». – 507

17.2. Слова Иисуса о себе самом («Я есмь»). – 510

17.3. «Мессианская тайна». – 515

17.3.1. Вреде и его «вопросительный знак». – 515

17.3.2. Заповеди молчания и непонимание учеников. – 519

17.3.3. Подлинная тайна Мессии. – 526

17.4. Проблема титулов Иисуса. – 534

17.4.1. Сын Человеческий. – 534

17.4.1.1. Изречения о деятельности Сына Человеческого в настоящем. – 542

17.4.1.2. Слова о грядущем Сыне Человеческом. – 544

17.4.1.3. Изречения о страдающем Сыне Человеческом. – 548

17.4.2. Сын Отца. – 550

17.4.3. Иисус, «Мессия Израиля». – 552

VI. СТРАСТИ ИИСУСА. – 557

§18. Последние споры в Иерусалиме. – 559

18.1. Вход в Иерусалим. – 559

18.2. О хронологии последних дней. – 563

18.3. Очищение Храма и вопрос о происхождении власти Иисуса. – 565

18.4. Полемические диалоги в Иерусалиме. – 569

§19. События, предшествующие страстям Иисуса. – 579

19. 1 Историческая и богословская проблема. – 579

19.2. Противники Иисуса: смертный приговор и предательство Иуды. – 584

19.3. Помазание в Вифании. – 589

19.4. Последняя трапеза с учениками как пасхальная трапеза. – 591

§20. Гефсимания, арест и допрос Иисуса. – 597

20.1. Гефсимания и арест. – 597

20.2. Допрос Иисуса в «синедрионе». – 601

20.2.1. Клан Анны и иудейское уголовное право. – 601

20.2.2. Рассмотрение дела в Мк 14:53-65. – 605

§ 21. Распятый Мессия. – 611

21.1.Разбирательство у Пилата. – 611

21.1.1. Выдача Иисуса префекту и судебный процесс. – 611

21.1.2. Обвинение и приговор. – 614

21.1.3. Бичевание и издевательства. – 619

21.2. Путь к месту казни и распятие. – 621

21.3. Положение во гроб. – 629

VII. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ ИИСУСА. – 633

§22. Свидетельство о воскресении Иисуса. – 635

22.1. Самое раннее свидетельство: 1 Кор 15:3-8. – 636

22.2. Пустая гробница и явления Воскресшего. – 650

22.2.1. Рассказы о посещении гробницы. – 650

22.2.2. Рассказы о явлениях Христа. – 654

Взгляд назад и в будущее. – 663

Предметный указатель. – 665

Указатель древних источников. – 679
   Анотація:

Эта книга, безусловно, magnum opus среди многочисленных исследований жизни и деятельности Иисуса, к ней будет обращаться не одно поколение историков раннего христианства. Задуманный как эпическое полотно первохристианства, но именующий себя «попыткой приближения», этот труд позволяет четче увидеть контуры уникальной фигуры Христа на фоне не только трагичных событий древней Палестины, но и не менее драматичных перипетий вокруг современных историй Иисуса. Авторы начинают свое фундаментальное исследование с галилейских корней Плотника из Назарета, после чего обращаются к его отношениям с Иоанном Крестителем и историческому контексту последующей его деятельности. Далее акцент переносится на форму Иисусовой проповеди и ее содержание, которое определяется грядущим Царством Божьим, божественной волей и любовью Отца. Следующая важная тема этой книги – Иисус как чудотворец и спорный вопрос о его мессианском притязании, которое не сводится к проблеме мессианского титула. Наконец завершает том описание последнего конфликта в Иерусалиме, крестного пути и явлений Воскресшего.

Працює на АБІС Коха