Текст примітки |
<br> <i> Глава 1. </i> <b> Предмет и задачи дисциплины </b><br/><br> 1.Определение<br/><br> 2.Зачем изучать герменевтику?<br/><br> 3. Различия между философской герменевтикой и традиционной философской мыслью, их связь с объяснением и пониманием<br/><br> 4. Предварительное понимание и герменевтический круг<br/><br> 5. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 2. </i> <b> Герменевтика в контексте философии, библеистики, литературной теории и социального «я» </b><br/><br> 1. Дополнительные отличия от традиционной философской мысли. Общество и традиция. Мудрость и знание<br/><br> 2. Подходы, принятые в библеистике. Текст в пространстве и времени<br/><br> 3. Влияние литературной теории на герменевтику и библейскую интерпритацию. Новая критика<br/><br> 4. Влияние литературной теории. Теории читательского отклика<br/><br> 5. Широкое понимание герменевтики. Личная заинтересованность, общественные науки, критическая теория, исторический разум и богословие<br/><br> 6. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 3. </i> <b> Пример использования герменевтических методов. Притчи Иисуса </b><br/><br> 1. Определение притчи и ее соотношение с аллегорией<br/><br> 2. Сюжеты притч и их экзистенциональная трактовка<br/><br> 3. Строго исторический подход. Юлихер, Додд, Иеремиас<br/><br> 4. Границы исторического подхода. Взгляд в прошлое<br/><br> 5. Риторический подход и литературная критика<br/><br> 6. Другие подходы. Новая герменевтика, повествовательные миры, постмодерн, читательный отклик и аллегория<br/><br> 7. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 4. </i> <b> Герменевтическое наследие древности. Иудаизм и древнегреческая философия </b><br/><br> 1. Герменевтика раввинистического иудаизма<br/><br> 2. Литература эллинистического иудаизма<br/><br> 3. Иудейская апокалиптическая литература времён Христа<br/><br> 4. Греческие корни библейской интерпритации. Стоики<br/><br> 5. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 5. </i> <b> Новый Завет и второй век нашей эры </b><br/><br> 1. Ветхий Завет как фон для предварительного понимания. Апостол Павел и Евангелия<br/><br> 2. Послание к Евреям, Первое послание Петра и Откровение. Ветхий Завет в качестве контекста для предварительного понимания<br/><br> 3. Что преобладает в Новом Завете – аллегорическая интерпретация или типология?<br/><br> 4. Трудные отрывки посланий апостола Павла. Септуагинта и еврейский оригинал<br/><br> 5. Ветхозаветные цитаты в Евангелиях, Первом послании Петра и послании к Евреям<br/><br> 6. Библейская интерпритация и герменевтика во втором веке нашей эры<br/><br> 7. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 6. </i> <b> ІІІ – ХІІІ века </b><br/><br> 1. Западные латинисты : Ипполит, Тертуллиан, Амвросий, Иероним<br/><br> 2. Александрийская традиция : Ориген, Афанасий, Дидим и Кирилл<br/><br> 3. Антиохийская школа : Диодор, Феодор, Иоанн Златоуст и Феодорет <br/><br> 4. Мост в Средневековье. Августин и Григорий Великий<br/><br> 5. Средние века. Девять богословов от Беды до Николая Лирского<br/><br> 6. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 7. </i> <b> Реформация. Просвещение. Зарождение библейской критики </b><br/><br> 1. Реформация. Уиклиф, Лютер и Меланхтон<br/><br> 2. Продолжение реформации. Уильям Тиндейл и Жан Кальвин<br/><br> 3. Протестантская ортодоксия, пиетизм и Просвещение<br/><br> 4. Зарождение библейской критики в ХVІІІ веке<br/><br> 5. Десять ведущих библейских критиков ХІХ века<br/><br> 6. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 8. </i> <b> Шлейермахер и Дильтей </b><br/><br> 1. Предшественники Шлейермахера, его научная деятельность и главные произведения<br/><br> 2. Новая концепция герменевтики Шлейермахера<br/><br> 3. Психологическая и грамматическая интерпритация. Сравнительный и дивинаторный принципы. Герменевтический круг<br/><br> 4. Другие темы в работах Шлейермахера и критический анализ его научной деятельности<br/><br> 5. Герменевтика Вильгельма Дильтея<br/><br> 6. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 9. </i> <b> Рудольф Бультман и демифологизация Нового Завета </b><br/><br> 1. Предшественники Бультмана и его ранние идеи<br/><br> 2. Миф в представлении Бультмана<br/><br> 3. Примеры экзистенциальной интерпретации и демифологизации<br/><br> 4. Критика программы Бультмана в целом<br/><br> 5. Последующие дебаты. Критика правого и левого крыла<br/><br> 6. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 10. </i> <b> Научные подходы середины ХХ века. Барт, новая герменевтика, структурализм, постструктурализм, семантика Барта </b><br/><br> 1. Герменевтика Карла Барта<br/><br> 2. «Новая герменевтика» Фукса и Эбелинга<br/><br> 3. Структурализм и его практическое применение в библеистике<br/><br> 4. Постструктурализм и семантика в контексте библеистики<br/><br> 5. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 11. </i> <b> Герменевтика Ганса Георга Гадамера. Второй поворотный момент </b><br/><br> 1. Происхождение, предшественники и ранние годы жизни Гадамера<br/><br> 2. «Истина и метод». Часть І. Критика «метода» и «мир» исскуства и игры<br/><br> 3. «Истина и метод». Часть ІІ. Истина и понимание в гуманитарных науках<br/><br> 4. «Истина и метод». Часть ІІІ. Онтологическая герменевтика и язык, критический анализ<br/><br> 5. Дальнейший критический анализ трех частей «Истины и метода»<br/><br> 6. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 12. </i> <b> Герменевтика Поля Рикера </b><br/><br> 1. Ранние годы жизни Рикера и его предшественники. Роль Рикера в развитии герменевтики<br/><br> 2. Дальнейшая научная деятельность. Интерпретация Фрейда, «конфликт интерпретаций», метафора<br/><br> 3. Поздний период. «Время и рассказ»<br/><br> 4. «Я – сам как другой». Сущность человеческого «я», «инаковость» и повествование<br/><br> 5. «Я – сам как другой». Этические заключения. Другие поздние работы<br/><br> 6. Пять аспектов критического анализа. Текст, замысел автора и творчество<br/><br> 7. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 13. </i> <b> Герменевтика освобождения и постколониальная герменевтика </b><br/><br> 1. Определение, происхождение, развитие и библейские темы<br/><br> 2. Густаво Гутиеррес и рождение богословия освобождения<br/><br> 3. Второй этап. «Общинные ячейки» и Хозе Порфирио Миранда в 1970-х годах<br/><br> 4. Продолжение второго этапа. Хуан Луис Сегундо, , Северино Кроатто, Леонардо Бофф и другие<br/><br> 5. Третий этап. Постколониальная герменевтика с 1980-х по настоящее время<br/><br> 6. Дальнейший критический анализ и оценка<br/><br> 7. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 14. </i> <b> Герменевтика феминизма и вуманизма </b><br/><br> 1. Общественная значимость и служение женщин с древнейших времен<br/><br> 2. Первая и вторая волны феминизма. Феминистская герменевтика<br/><br> 3. Элизабет Шюсслер Фьоренца. Основные идеи работы «В память о ней»<br/><br> 4. Элизабет Шюсслер Фьоренца. Критическая оценка работы «В память о ней»<br/><br> 5. Раскол второй волны феминизма<br/><br> 6. Герменевтика вуманизма<br/><br> 7. Анализ феминистической герменевтики<br/><br> 8. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 15. </i> <b> Теория читательского отклика и восприятия </b><br/><br> 1. Теория читательского отклика. Источники и многообразие<br/><br> 2. Оценка и практическое применение теории читательского отклика в библеистике<br/><br> 3. Об аллегорической интерпретации как составной части теории читательского отклика<br/><br> 4. Современное обращение к теории восприятия. Ганс Роберт Яусс<br/><br> 5. Теория восприятия и конкретные фрагменты Писания<br/><br> 6. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 16. </i> <b> Постмодернизм и герменевтика </b><br/><br> 1. Совместимы ли постмодернизм и христианство?<br/><br> 2. Европейский постмодернизм. Жак Деррида и поздний Роланд Барт<br/><br> 3. Европейский постмодернизм. Жан Франсуа Лиотар и Жан Бодрийяр<br/><br> 4. Европейский постмодернизм. Мишель Фуко. Знание и власть<br/><br> 5. Американский постмодернизм. Ричард Рорти и поздний Стенли Фиш<br/><br> 6. Дополнительная литература<br/><br> <i> Глава 17. </i> <b> Заключительные комментарии </b><br/><br> 1. Действие Бога и авторитетность Писания<br/><br> 2. Развитие лингвистики и прагматики. Теория вежливости<br/><br> 3. Бревард Чайлдс и канонический подход<br/><br> 4. Глубинный смысл, типология и аллегорическая интерпретация<br/><br> 5. Католическая библеистика. Два великих поворотных момента |