922.1/3
Ред. Г.М. Прохоров ; Святые князья-мученики Борис и Глеб / Ред. Г.М. Прохоров
СПб.:: Издательство Олега Абышко, 2006. - 432 с.
   ДКД 922.1

Бібліотека ЛБС [03451]

   Зміст:

Часть I. ИССЛЕДОВАНИЕ

Введение … 5

Глава 1. Святые Борис и Глеб и правители-мученики … 13


1. Вводные замечания … 13

2. Правители-мученики – от языческой жертвы к христианскому самопожертвованию … 15

4. Когда были канонизированы Борис и Глеб … 49

Глава 2. История подвига святых Бориса и Глеба … 57

1. К общей характеристике источников … 57

2. Русские летописи и иностранные источники … 59

3. Предыстория борьбы за власть 1015-1019 гг. … 70

4. В лето 6523 (1015) …82

5. Война 1016-1019 гг. … 103

6. Русские и скандинавские источники о смерти Святополка … 124

Глава 3. «Сказание, и страсть, и похвала» …134

1. Общие замечания … 134

2. Летописные источники … 136

3. Гибель Бориса … 140

4. Гибель Глеба и обретение его мощей … 145

5. Гибель Святополка и Альтская битва … 154

6. Стиль «Сказания страсти»

и летописной повести «О убиении Борисове» … 160

7. Древность летописного рассказа … 166

8. Датировка Анонимного сказания … 170

9. Автор «Сказание и страсти» … 172

Глава 4. «Сказание чудес» …178

1. Общие замечания … 178

2. Этапы сложения «Сказания чудес» … 181

3. Суд святых князей в интерпретации Нестора и епископа Лазаря … 184

4. Вышегородские записки … 188

5. Продолжение Вышегородских записок и работа над «Сказанием чудес» … 202

6. Иллюстрированный кодекс 1072-1076 гг. и рассказ «О убиении Борисове» из летописной статьи 1015 г. … 206

Глава 5. Паримийные чтения святым Борису и Глебу … 212

1. Паримийное чтение как памятник литературы … 212

2. Состав «Исторических» паримий … 215

3. Летописные рассказы и Паримийное чтение … 221

4. Источник «Исторического» паримийного чтения и его датировка … 233

5. Появление «Исторических» паримий … 242

Глава 6. «Чтение о житии и погублении блаженую страстотерпцу Бориса и Глеба», творение Нестора … 249

1. Нестор агиограф и летописец … 249

2. Источники Несторова «Чтения» и композиция произведения … 256

3. Особенности стиля Нестора и образы свв. Бориса и Глеба … 269

4. Подвиг Бориса и Глеба в понимании Нестора … 272

Заключение … 278

Часть II. ТЕКСТЫ, ПЕРЕВОДЫ И КОММЕНТАРИИ

Введение … 283

Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу …287


Комментарии … 314

Сказание о чудесах святых мучеников Христовых Романа и Давыда … 319

О изнесении святых … 321

Чудо первое о хромом … 323

Чудо второе о слепце … 323

Чудо третье, о хромом … 325

Перенесение святых мучеников .. 325

Чудо четвертое о хромом и немом … 327

Чудо 5 о сухорукой женщине … 329

Чудо шестое о слепце святых мучеников Романа и Давида и святого Георгия … 331

Комментарии … 342

Месяца Июля 24 день. Святым мученикам Борису и Глебу. От Бытия на вечерни чтения 3 … 347

Комментарии … 354

Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба … 357

Комментарии … 400

Приложение I. Чтение из Пролога 1-й редакции … 404

Приложение II. Joannis Dlugossii Annales seu Cronicae incliti regni Poloniae. (Ян Длугош. Польская история) … 407

Приложение III. Летописная повесть … 410

Бибилиография … 415


Источники … 415

Исследования … 418

Список сокращений … 428
   Анотація:

Эта книга посвящена первым русским канонизированным святым – Борису и Глебу, сыновьям св. равноапостольного кн. Владимира. Коллизия между заповедями христианства и реальностью борьбы за власть существовала изначально. В эпоху упрочения христианской веры на языческих окраинах германского и славянского мира наследственный государь, который предпочел следование заповедям Господним сохранению власти и спасению жизни, почитался своими людьми святым. Феномену европейского правителя-мученика, как и месту свв. Бориса и Глеба в этом кругу, уделено особое внимание в этой книге. Впервые предпринято комплексное исследование всех обстоятельств борьбы за власть после смерти св. равноапостольного кн. Владимира с полным охватом русских и иностранных письменных источников, данных сфрагистики, нумизматики и археологии. Подробно рассмотрен вопрос: кто же именно являлся убийцей свв. Бориса и Глеба.