294/2
Александр Мень ; У врат молчания / Александр Мень
М.:: Жизнь с Богом, 2009. - 320 с.
   ISBN 978-5-903612-28-4: серпень 2010: Интернет-магазин "ЦХК": 61.50 грн.
   ДКД 294

Бібліотека ЛБС [07904]

   Зміст:

Часть 1. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 1. НА БЕРЕГАХ ХУАНХЭ

«Величайший умозрительный философ желтой расы». Особенности китайской цивилизации. Изоляция и национализм. Древность Китая. Власть традиций. Культ порядка. Слабость религиозного начала. Высшее Божество. Культ. Почитание предков. Падение Иньской династии и воцарение Чжоу. Период раздробленности. Религиозные сомнения. Появление учителей.

Глава 2. МУДРОСТЬ ДРАКОНА

Китайские мудрецы. Лао-цзы. Дао как высшее благо. Дао как Неизреченное. Дао – источник всего. Путь познания Дао. Закон Дао и жизнь человека. Идеал «недеяния». Стремление к опрощению. Отрешенность. Встреча Лао-цзы с Конфуцием. Два идеала.

Глава 3. ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Конфуций – не основатель религии. Источники. Юность Конфуция. Земной идеал. Бог в системе конфуцианской этики. Утилитарный агностицизм. Поиски правителя. Образ жизни Конфуция. Противники. Гуманность и этикет. Середина и постоянство. Исправление имен. Учение о государстве. Судьба учения. Гонения на конфуцианство. Причины успеха Конфуция. Универсальность его этико – политической философии. Конфуций и Европа. Два ответа Китая.

Часть 2. ИНДИЯ ОТ БРАХМАНИЗМА ДО БУДДЫ

Глава 4. «ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ»

Индийские отшельники. Разочарования и поиски, борьба брахманов и кшатриев. Религиозная деградация. Расцвет колдовства и магии. Творцы Упанишад. Значение Упанишад. Миросозерцание Упанишад. Рассказ о Начикете в Катха – упанишаде. Начикет отказывается от земных даров. Невидимая Сущность, лежащая в основе всего.

Глава 5. ЗАГАДКА ВЫСШЕГО «Я»

Упанишады вопрошают. «Неведение». Атман. Недостаточность традиционной религии. Внутреннее созерцание как источник высшего знания. Откровение Абсолютного Начала. Неопределимость высшего Начала.

Глава 6. АБСОЛЮТ И ВСЕЛЕННАЯ. ПУТЬ К СВОБОДЕ

Монизм Упанишад. Мифы о творении Вселенной. Эманатизм в учении о творении. Миротворение как грехопадение. « Таттвамаси». Майя и Лила. Учение о перерождении – воздаяние и закон кармы. Погружение в Брахмана – путь спасения. Отрешенность. Бессилие Упанишад перед народной религией. Недостаточность религии Абсолюта.

Глава 7. ПРОВОЗВЕСТИЕ КРИШНЫ. БХАВАД-ГИТА

Обыденность и религиозная жажда. Кришна и кришнаизм. Бхагавад-Гита. Сюжет Махабхараты. Битва на поле Куру. Вопрошание Арджуны. Проповедь Кришны. Истинное спасение. Гита и Индуизм

Глава 8. В ЛАБИРИНТЕ СУЕВЕРИЙ, СЕКТ И ШКОЛ

Индия в середине 1 тысячелетия. Царство Магадха. Образ жизни обитателей Магадхи. Этические и религиозные законы Ману. Касты. Положение брахманов. Заклятия и обряды. Влияние веры в странствие душ. Монашеское движение. Секта джайнов и Махавира. Появление скептицизма. Философия санкхьи. Пуруша и Пракрити. Атеизм санкхьи. Диалектики философских школ. Индийский материализм. Духовный кризис в эпоху появления Будды.

Часть 3. ЖИЗНЬ И ПРОПОВЕДЬ БУДДЫ ГАУТАМЫ

Глава 9. ШАКИЙСКИЙ ОТШЕЛЬНИК

Эра учителей. Шакия-муни в Урувеле. Юность Гаутамы. Внутренний переворот. Гаутама покидает родину. Гаутама и философы. Гаутама – отшельник. Просветление. Гаутама становится Буддой.

Глава 10. ОСНОВАНИЕ САНГХИ

Первая проповедь Будды в Бенаресе. Первые последователи. Четыре благородные истины. Впечатление от проповеди Будды. Состав первой общины. Обращение отшельников. Проповедь об Огне. Обращение раджи Бимбисары. Прообраз первого монастыря. Любимые ученики. Ропот противников. Успех Будды.

Глава 11. ЦАРСТВО СТРАДАНИЙ

Учение Будды. Главная его цель – спасение. Уклонение от метафизических и космологических вопросов. Толкования буддизма. Первая благородная истина. Непрочность всего, что создано. Мир – царство страданий и обмана. Вселенная – сплетение драхм. Разрушимость души. Душа– такая же иллюзия, как плоть. Учение Нагасены. Проблема единства духовного начала в человеке.

Глава 12. КОЛЕСО БЫТИЯ

Буддизм и добуддийская философия. Страдание и цепь бытия. Двенадцать звеньев цепи. Карма и загробные страдания. Особенности буддийского учения о странствии душ. Сантана как аналог души.

Глава 13. ОБРЕТЕНИЕ ВЕЧНОГО ПОКОЯ

Третья благородная истина. Идеал архата. Освобождение от жажды бытья. Блаженствосвободного. Нирвана как пустота и небытие. Нирвана как «непроявленное бытие». Нирвана как неизреченная радость. Нирвана и Брахман. Нирвана – последняя Реальность. Отрицание Личного Бога. «Религиозный атеизм» Будды. Четвертая благородная истина. Восьмеричный путь. Полное овладение телом и душой. Состояние «самбодхи». Сверхчеловек. Самоспасение.

Глава 14. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

Успехи проповеди. Образ жизни Будды. Странствия монахов. Будда как учитель. Встреча с родными. Чудеса Будды. Девадатта – соперник Будды. Будда и женщины. Миряне – буддисты. Заповеди для мирян. Изменения в уставе ордена. Будда – организатор. Нищенствующие монахи. Отношение Будды к кастам. Отношение к народной религии. Будда и брахманские философы. Буддизм и труд. Буддийская пропаганда. Монастыри. Атмосфера в ордене. Сангха и Церковь. Пратимокша. Мятеж аскетов. Торжество Будды.

Глава 15. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ГАУТАМЫ

Происки врагов ордена. Заговор Девадатты. Предание о посещении Буддой родины. Смерть ближайших учеников. Болезнь Будды. «Махапариниббана» - великая кончина.

Глава 16. ОТ ГАУТАМЫ К БУДДИЗМУ

Смуты в ордене после смерти Будды. Распространение буддизма. Популярный буддизм. Царь Ашока. Буддизм и культура. Религиозная жажда восполняет буддизм. Появление личных божеств. Буддизм – мировая религия. Буддийские обряды и искусство. Учение Будды и другие религии Абсолюта. Значение буддизма как религии спасения. Будда – один из величайших дохристианских мудрецов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. О перевоплощении

2. Канонические книги Востока

3. Основные заповеди и принципы буддизма
   Анотація:

Автор убежден, что знакомиться с древними учениями Индии и Китая следует не по измышлениям европейских теософских компиляторов, а по первоисточникам: Конфуцианскому канону и Упанишадам, Бхагавад – Гите и буддистским сутрам.

Глубокий анализ этих и других, древних рукописей, а также эпохи их создания позволяет автору – а вместе с ним и читателю – понять самую суть восточных учений и их роль в духовных исканиях человечества.