274.5/47
Г. М. Прохоров ;
Древняя Русь как историко-культурный феномен / Г. М. Прохоров
Научное издание
СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. -
313 с.
ISBN 978-5-903525-40-9
ДКД 274.5
Бібліотека ЛБС - 274.5/47 1 - 274.5/47 1 [09648]
Зміст:
Вступление. - 5
Съвҍсть/совесть, сознание и сознательность. - 8
Крестообразность времени, или Координаты пассионарности. - 29
Удержание Вечности-в-настоящем: Подвиг Максима Исповедника. - 40
Письмо для славян. - 48
«Дар, что ценнее и больше всего золота, серебра, драгоценных камней и преходящего богатства» . - 77
Выбор веры Русью: что было бы, если бы. - 81
Усвоение Русью христианской культуры. - 83
Прошлое и Вечность в культуре Киевской Руси. – 93
«Временные лета»: древнерусское летописание как жанр. - 108
Смещение центра Руси на Север: владимирское летописание в XII в. - 118
Кризис русского Прошлого-в-настоящем как следствие разгрома и раздела страны. - 127
Православное Возрождение в Восточной Европе. - 133
Православное Возрождение Великой Руси. - 158
Восстановление общерусского Прошлого: “Летописец Великий Русский” и Лаврентьевская летопись. - 178
Обогащение русской культуры в ХІV-ХV вв. - 194
Исихастская келейная литература в Древней Руси: Смещение на Север. - 205
Святые в истории Древней Руси. - 215
Социальная тема в литературе Древней Руси. - 243
Гипертрофия родового Прошлого и трансформации летописания. - 251
Наступление Будущего. - 257
Эволюция русского миссионерства. - 269
Распыленная Древняя Русь. - 284
Послесловие. - 304
P.P.S. - 308
Список сокращений. - 310
Анотація:
В книге рассматривается Древняя Русь как историко-культурное целое на протяжении X-XVII вв. Вырабатывая подход к объекту исследования, автор рассматривает христианское понятие совесть как своего рода вектор, указывающий на Вечность, а также координаты умозрительного пространства, в котором этот вектор помещается. Далее он прослеживает переориентацию общественного сознания в Древней Руси, начиная с момента ее христианизации. В книге говорится о возникновении славянской письменности, об усвоении Русью христианской культуры, о ее летописании, о Православном Возрождении XIV-XV вв., столь сильно повлиявшим на возрождение Руси после ее разгрома татаро-монголами и последующим разделом между Золотой Ордой и Литвой, о древнерусских святых и об их распределении во времени, о социальной теме в древнерусской литературе, эволюции русского миссионерства и о распыленной по всему свету Древней Руси настоящего времени.