262.1/7
Василий Экземплярский ; Библейское и святоотеческое учение о сущности священства / Василий Экземплярский
К.: Пролог, 2007. - 280 с.
("Богословская библиотека")
   ISBN 978-966-8538-35-3
   ДКД 262.1
   Зміст:

ОТ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

СВЯЩЕНСТВО У ИУДЕЕВ И ЯЗЫЧНИКОВ ДО ПРИШЕСТВИЯ В МИР ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

1. Необходимость для человека общения с Богом. Молитва и жертва как средства к этому общению. – 15

2. Совершители жертвоприношений в период патриархальный и общий характер жречества этого времени. – 18

3. Жречество языческое в религиях древнего мира и характеристические черты в служении языческих жрецов. – 20

4. Ветхозаветное священство в период подзаконный. «Служба священства» в Моисеевом законодательстве и общий характер ветхозаветного левитского священства. Определение сущности последнего сравнительно со жречеством патриархальным и служением языческих жрецов. – 27

ГЛАВА I. ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

1. Недостаточность ветхозаветных жертв и священства для оправдания человека пред Богом по учению св. апостола Павла. – 39

2. Жертва Христова как вседовлеющая и Его вечное первосвященство. – 41

3. Отмена ветхозаветных жертв и священства. – 42

ГЛАВА II. ВСЕСВЯЩЕНСТВО ЧЛЕНОВ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ

1. Христос Спаситель как начало новой жизни и нового христианского священства. – 44

2.Общее священство в среде израильтян; его ограниченный характер. – 45

3. Всесвященство христианское как плод искупительных Христовых страданий. Новозаветное библейское учение по этому предмету. – 47

4. Святоотеческое учение об общехристианском священстве и вера в него в настоящее время в Церкви Христовой. – 50

ГЛАВА III. ОСНОВЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПАСТЫРСТВА В ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

A. Внутренняя основа для существования в среде всесвященнического общества христиан особого пастырского служения. – 62

1. Начало ограниченности духовного священства в его отношении к личности самого верующего. – 62

2. Жизнь и развитие Церкви как внутреннее основание необходимости существования в ней особого служения и особых служителей делу освящения членов Церкви. – 63

B. Существование пастырей в Церкви по Божественному праву. – 71

1. Смысл понятия «существование по Божественному праву» в отношении к христианскому пастырству. – 72

2. Откровенное учение о богоучрежденности пастырства Церкви и поставлении пастыре. – 74

3. Святоотеческое и обще церковное учение о богоучрежденности и непрерывной от времен апостолов преемственности пастырского служения в Церкви. – 78

ГЛАВА IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ В ЦЕРКВИ ПАСТЫРЕЙ И ПАСОМЫХ

А. Иерархическое достоинство христианских пастырей-священников Церкви. – 103

1. Связь между служением христианского священника и жертвой. – 103

2. Откровенное и святоотеческое учение о Евхаристии как Жертве в ее отношении к Жертве Голгофской. – 104

3. Пастыри Церкви как приносители в Церкви Евхаристической Жертвы и в силу этого священники в собственном смысле этого слова. – 116

4. Откровенное и святоотеческое учение об иерархическом достоинстве христианских пастырей. – 120

В. Братское единство жизни Православной Церкви во взаимоотношении ее пастырей и пасомых. – 151

1. Откровенное учение по вопросу об отношении пастырей и пасомых в духе любви и свидетельство по этому вопросу самой жизни первенствующей Церкви. – 151

2. Святоотеческий взгляд на необходимость участия мирян в жизни Церкви и на долг нравственных отношений между пастырями и пасомыми. – 158

3. Общие выводы о положении в Церкви ее пастырей. – 169

ГЛАВА V. ХРИСТИАНСКОЕ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКОМУ СЛУЖЕНИЮ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

1. Невозможность рассматривания священнослужения Церкви вне связи с вечным первосвященническим ходатайством Иисуса Христа. – 170

2. Церковь Христова и ее жизнь, рассматриваемые с объективной и субъективной стороны. Необходимость для правильного возрастания Церкви продолжения в ней навеки служения Христа Спасителя. – 173

3. Отношение служения апостольского к служению Христа Спасителя. – 176

4. Пастырство Церкви как продолжение в ней служения Христова и апостольского. Учение Библии, святых отцов и символических книг Православной Церкви по этому предмету. – 181

5. Общее замечание об объеме и характере служения христианских священников. – 201

ГЛАВА VI. СВЯЩЕНСТВО ЦЕРКВИ КАК ОСОБЫЙ ДАР БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА

A. Благодатность христианского иерархического священства. – 204

1. Благодатность жизни Христианской Церкви вообще. – 204

2. Благодатность христианского иерархического священства по учению Откровения, святых отцов, соборов Церкви, ее богослужебных и символических книг. – 208

B. Независимость благодати священства от личного достоинства ее носителя. – 229

1. Важность вопроса. – 229

2. Данные для его решения. – 233

3. Общие соображения и предположительные выводы о неизгладимости благодати. – 244

C. Степени церковной иерархии и их существование в Церкви по Божественному праву. – 246

1. Смысл вопроса. – 246

2. Откровенное учение о служениях в первенствующей Церкви. – 248

3. Святоотеческое учение о всегдашнем существовании в Церкви именно трех ее степенем. – 250

4. Обще церковное учение по вопросу о степенях церковной иерархии. – 272

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тезисы исследования. – 277
   Анотація:

Предлагаемая читателю книга выдающегося богослова Василия Ильича Экземплярского (1875-1933) является опытом раскрытия православного догматического учения о священстве Христианской Церкви. Автор предлагает стройную систему церковного учения по данному ключевому догматическому вопросу на основании тщательного изучения первоисточников. Святоотеческое учение изложено Экземплярским с большей подробностью и с более точной проверкой соответствующих мест, чем это делалось в отечественной богословской литературе до него. Автору удалось существенно пополнить имеющийся в богословской литературе материал по учению о священстве Церкви и содействовать выяснению внутреннего смысла некоторых мест из творений святых отцов. Книга будет одинаково интересна и полезна как для тех, кто специально занимается изучением богословия, так и для неискушенного читателя, поскольку исполнение пастырем своего долга предполагает и наличие соответствующего отношения мирян к своим христианским обязанностям.

Працює на АБІС Коха